УКАЗОМ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2024 ГОД ОБЪЯВЛЕН ГОДОМ СЕМЬИ

Доступная среда

Отзывы

Режим работы МБУК "ВЦБС"

Основы безопасности жизнедеятельности

Быстрый доступ

Электронная доставка документов

Задать вопрос директору

Мы в социальных сетях

Одноклассники В Контакте

Интернет навигатор

Ваш интернет навигатор

Семинар-практикум «Пушкин и фольклор: связь времён»

Главная / Семинар-практикум «Пушкин и фольклор: связь времён»
Семинар-практикум «Пушкин и фольклор: связь времён» - Верхнепышминская централизованная библиотечная система

16 мая 2024 года в Большом зале Свердловской областной библиотеки для детей и молодёжи им. В. П. Крапивина состоялся семинар-практикум «Пушкин и фольклор: связь времён» в рамках цикла методических мероприятий для библиотек, обслуживающих детей и молодежь. От МБУК ВЦБС принимала участие библиотекарь ЦДБ Крылова Айгуль Хайитбоевна.

         В первой части семинара была раскрыта тема: «Пушкин знакомый
и незнакомый. Жизнь, друзья, творчество. Пушкин и фольклор: жанры, сюжеты, образы и их источники (лекция-практикум).».

         В XIX веке в русской культуре происходит расцвет романтизма. Романтизм – это идейное и художественное направление в искусстве конца XVIII – первой половины XIX века. Это литературное направление выдвигает новую систему ценностей: культ творчества, превосходство воображения над рассудком, следование природе. В России романтизм начал развиваться
в первой четверти 19 века. В русской литературе романтизм представлен двумя основными направлениями: революционно-дворянским течением (творчество декабристов и А.С. Пушкина) и пассивно-элегическим
(В. Жуковский, К. Батюшков).

            Александр Пушкин был наказан императором Александром I
за вольнодумные стихи. Александр I хотел сослать Пушкина в Сибирь, но друг поэта и историк Н.М. Карамзин заступился перед императором. Поэтому Александр Сергеевич был отправлен в ссылку в Кишинёв. Именно там он впервые начинает собирать фольклор, записывая песни и праздники местных цыган. Его записи оказались наиболее точными и заложили стандарты сбора фольклора. И именно тогда он дал определение понятия народности – как физиономия народа, образ мыслей, чувствований, обычаев, поверий, принадлежащих какому-нибудь народу.

         Также А.С. Пушкин, состоявший в дружбе с литературным критиком, публицистом и философом И.В. Киреевским, отправлял ему собранные
в народе свадебные и плясовые песни. Пушкин также сподвиг Владимира Ивановича Даля издать словарь, помогая ему своими собранными материалами (словами, загадками, пословицами).

         Взрастила интерес к народному творчеству в Александре Сергеевиче его няня, Арина Родионовна. Родилась она 10 (21) апреля 1758 года по одним данным в деревне Лампово, по другим в селе Суйда (совр. Воскресенское) Копорского уезда Санкт-Петербургской губернии. Исследователи отмечают, что в этом регионе в те времена находилось большое количество мордовских деревень.

         Существует мордовская народная сказка «Богатый мордвин» [2], также похожая по сюжету русская народная сказка «Про Ивана-царевича, сыновей-богатырей и Фу-фу-фу» [1], которые стали основой для создания Сказки о царе Салтане.

Кроме того, вступлением к поэме «Руслан и Людмила» Арина Родионовна начинала рассказывать сказки ещё маленькому Александру.

В собранных материалах А.С. Пушкина всегда были точность
и тщательность. Например, он не просто записывал тексты свадебных песен (когда подружки невесты припевали гостей), но и указывал моменты,
в которые это необходимо было делать, упоминал, какие блюда подавали
на праздничные столы и в какое время по ходу действия свадьбы.

Пушкин был отлично знаком как с дворянским бытом, так
и с крестьянским. Так роман «Евгений Онегин» считается энциклопедией русской жизни того времени.

Кроме того, Александр Пушкин знал жаргонизмы. Например, фраза «уважать себя заставил» означала, что человек умер. Любопытно, что эта фраза была частью школьного жаргона. Уже в то время учащимся были знакомы такие слова как «камчатники» (ребята, сидящие на задних партах)
и классуха (классный руководитель). Более подробно с этой темой можно ознакомиться в книге «Словарь русского школьного жаргона XIX века»
О. А. Анищенко.

В качестве примера приведены загадки, собранные А.С. Пушкиным:

 

Что видит царь иногда,

Крестьянин всегда,

А Бог иногда? (ответ: своего брата)

 

Одного не знаю,

Другого не вижу,

Третьего не помню. (ответ: смерть, возраст и рождение)

 

40 недель в темнице сидел и 1,5 года на виселице болтался. (ответ: ребенок)

 

Каемочка лубяная,

Середочка мясная. Ответ: ребенок в люльке)

 

Идут лесом,

Поют куролесом. (ответ: похороны)

 

Вторая часть семинара-практикума была посвящена двум темам: «Игры и развлечения пушкинской поры (практическое занятие)» и «Крестьянские игры. Дворянские салонные игры. Путешествие от Петербурга до Урала. Связь времён (практическое занятие).».

В те времена дворяне любили проводить время в салонах. А.С. Пушкин также там завел много друзей и полезных знакомств. Сегодня современным ребятам можно предложить познакомиться с салонными развлечениями.

Один из таких центон. Центо́н — стихотворение, целиком составленное из известных предполагаемому читателю строк других стихотворений. Дословно переводится как лоскутное одеяло.

Пример (автор не известен):

    * * *

 

Однажды в студеную зимнюю пору                   Некрасов

 

Сижу за решеткой в темнице сырой,                  Пушкин

 

Гляжу, поднимается медленно в гору                Некрасов

 

Вскормленный в неволе орел молодой.            Пушкин

 

И, шествуя важно, в спокойствии чинном,         Некрасов

 

Мой грустный товарищ, махая крылом,             Пушкин

В больших сапогах, в полушубке овчинном      Некрасов

 

Кровавую пищу клюет под окном.                      Пушкин

 

Ещё одну интересную игру библиотекари могут предложить своим читателям – рифмы. Дается две пары слов – рифм, с помощью которых нужно придумать свое стихотворение.

Например: кабан-караван и обман-Туркестан.

 

Бежал по полю кабан,

Сбил он носом караван,

И тут придумал он обман,

Чтобы доехать в Туркестан.

 

Сам Александр Пушкин стал частью фольклора. Так пьеса
А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» ушла в народ настолько, что в описанные в пьесе события поверили многие.

Стихотворение «Узник» стало у народа любимым и начальные строки, написанные Пушкиным, приобрели иные варианты продолжения в разных территориях России.

Появилась детская игра «Улица Пушкина». Дети встают в круг. Руки располагают ладонями вверх. Правая ладонь одного ребенка сверху над левой ладонью другого ребенка. Так хлопками передаем слова: «Улица Пушкина, дом Колотушкина, квартира номер …» Ребенок, которому передали хлопок, называет цифру, именно столько хлопков нужно передать далее.
От последнего хлопка нужно успеть убрать ладонь. Если не успел – выбывает из круга, если успел – выбывает тот, кто передавал тебе хлопок.

 

Игры, популярные во времена А.С. Пушкина:

 

Игра «Ты где, Маша /Яша?». Дети встают в круг и выбирают двух участников – барина и крестьянина. «Барину» завязывают глаза. Если второй водящий мальчик, то он – «Яша», если девочка, то «Маша». Барин
с завязанными глазами пытается схватить Машу / Яшу, задавая вопрос
«Ты где, Маша / Яша». Второй водящий отвечает на каждый вопрос барина
«Я здесь, барин». Остальные ребята не дают водящим выйти из круга. Если барин поймает крестьянина, то крестьянин становится барином в игре. Второй водящий выбирается считалкой.

 

Пример считалкок:

«Жили-были три Кулёмы,

Куля, Муля и Балда.

Куля с Мулей жили вместе,

А Балда жила одна!»

 

«Шла лиса купаться,

Боится раздеваться!

Тааа-тааа-та,

Холодная вода!»

 

Игра «Горелки». Ребята встают в круг, водящий с платком в руке
в центре. Круг двигается в одном направлении, водящий с платком в противоположном направлении. Все подпевают:

«Заря, заряница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Месяц шёл,

Ключи нашёл!»

На последнем слове водящий накидывает платок на ближайшую раку сцепленных рук. Эти двое ребят выходят из круга наружу и встают друг напротив друга. Водящий считает и на этот счет ребята разбегаются в разные стороны по кругу. Кто успеет оббежать круг и забрать платок, станет следующим водящим.

 

Игра «Солома горит», другое название «Лапоть не мусор». Лапоть привязывают к длинной веревке. В кучу складывают ненужные мелкие вещи. Выбирают водящего. Водящий встает рядом с кучей и раскручивает лапоть вокруг себя. Все остальные ребята пытаются забрать вещи из-под раскручиваемого на веревке лапотя, и не быть им задетыми. Кого заденет лапоть, тот становится ведущим.

 

Игра «Калечина-малечина». Берут деревянную палку длиной примерно 30-40 см. Ставят на палец на раскрытой ладони и, приговаривая «Калечина-малечина, сколько часов до вечера?», считают. Кто дольше продержит палку и не уронит, тот победил.

 

Завершился семинар-практикум «Дружеским кругом» (круглый стол). Каждый из участников семинара в паре слов озвучил, что больше всего понравилось / запомнилось / захотелось взять в работу. По итогам семинара-практикума все участники получили сертификаты.

 

Библиотекарь Центральной детской библиотеки
Крылова Айгуль Хайитбоевна

 

  1. Про Ивана-царевича, сыновей-богатырей и Фу-Фу-Фу : [русская народная сказка] // Традиционная культура и мир детства / составитель Н. Н. Успенская. – Екатеринбург, 2008. – С.124.
  2. Богатый мордвин : [мордовская народная сказка] // Традиционная культура и мир детства / составитель Н. Н. Успенская. – Екатеринбург, 2008. – С.125.
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
OK