В Балтымской библиотеке читают сказки! Вот и в этот раз ребятам читали русскую народную сказку «Царевна-лягушка», в которой встретилось много старинных предметов, часть из которых есть в музейной экспозиции «Русская изба». После прочтения сказки ребята наперебой называли – лук и стрелы, каравай, игла, ларец, железные сапоги, сито и решето…
Конечно, разговор пошел про сито и решето.
Сито – это такое устройство, в виде деревянного обода, на который натянута сетка, предназначающееся для просеивания муки, но есть маленькая тонкость, ячейки у сита меньше, чем у решета.
Сито в нашем селе ещё называли «мелким решетом», то есть сито и решето явно родственники. Сетку на решете зачастую делали из липового лыка или овечьей кожи, а на сите из конского волоса или тонкой медного проволоки.
А зачем просеивать муку перед замешиванием теста? Под тяжестью собственного веса мука слеживается, становится плотной. После просеивания она становится воздушной. Тесто получается однородным, без комочков, более пышным, нежным, выше поднимается.
Основным у наших сельчан в старину всегда считался хлеб ржаной, или, как его называли, черный хлеб. Он был значительно дешевле, да и сытнее пшеничного, белого хлеба. Хлеб, приготовленный из просеянной через сито муки, называли «ситным», а хлеб, просеянный через решето – «решетным».
Ситный хлеб ценился выше и стоил дороже. Решетный приготовился из ржи, а так как у решета ячейки больше, он получался с мякиной (семенные пленки, части колосьев и стеблей) из которой обыкновенным образом приготовляется хлеб. Хлеб этот представлял тестяную массу, пронизанную тонкими иголками мякины. Вкусом — как обыкновенный хлеб, питательность его, конечно, меньше, но неудобство в том, что его трудно глотать и от него першит в горле. И важно то, что таким хлебом должен питаться выздоравливающий больной, чтобы очистить свой организм.
В старину наши предки сито использовали не только по прямому назначению – просеивать сыпучие продукты, а также в качестве оберега, в гадании и даже в лечении.
Чтобы урожай зерновых культур был хорошим, семена просеивали через решето. Просеивание считалось обрядом очищения зерна и хлебороба, а также залогом хорошего урожая.
Люди считали, что сито очень схоже с небесным сводом, а мелкий дождик называли ситным и считали его целебным. Чтобы вызвать дождь, лили воду через решето, а если его было много, переворачивали, чтобы дождь закончился.
Верили, что сито может излечить головную боль, мигрень, если подержать его над головой, а любая вода, трижды пролитая через сито, становилась лечебной. Такая вода могла оздоровить не только человека, но и животных, растения. Новорожденных детей купали из решета, от сглаза. Корову и теленка после отёла обрызгивали водой через решето.
На свадьбах у нас сито считалось символом вместилища даров. Как только жених выходил из дому за невестой, его встречали родственники с ситом и лили в него воду, просили жениха испить водицы. Вода мимо льётся и жениху в рот не попадает. А родня припевала: «Чтоб тебе горя в жизни столько напиться, сколько испил ты из сита водицы».
Когда молодые выходили из дома невесты, их осыпали из сита символами богатства и семейного достатка – зерном, орехами, монетками. А подаренные на свадьбе подарки складывали в решето.
А сколько пословиц, поговорок, крылатых выражений связано с ситом: "Друг мой ситный", «Голова как решето», «Носить решетом воду», «Чудеса в решете», «Черпать воду решетом», «Дурака учить, что решетом воду носить», «Счастье не перепелка, решетом не накроешь».
Вот такой простой на вид кухонный предмет, являлся незаменимым помощником на кухне, оберегом и лекарем.
В нашем музее, в коллекции несколько экспонатов сита и решета. У каждого из них была своя хозяйка и своя жизненная история.
Хозяйка избы показала детям, как просеивали муку через сито, а ребята, самые смелые, попробовали сами это сделать. Ух, как было интересно и весело!