УКАЗОМ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2024 ГОД ОБЪЯВЛЕН ГОДОМ СЕМЬИ

Доступная среда

Отзывы

Режим работы МБУК "ВЦБС"

Основы безопасности жизнедеятельности

Быстрый доступ

Электронная доставка документов

Задать вопрос директору

Мы в социальных сетях

Одноклассники В Контакте

Интернет навигатор

Ваш интернет навигатор

IV Всероссийская научно-практическая конференция в РГДБ: Зачем читать стихи? 

Главная / IV Всероссийская научно-практическая конференция в РГДБ: Зачем читать стихи? 
IV Всероссийская научно-практическая конференция в РГДБ: Зачем читать стихи?  - Верхнепышминская централизованная библиотечная система

Зачем читать стихи?

          Дорогие коллеги, я хочу рассказать вам о своей поездке в РГДБ.

         В 2019 году моя программа «Звонкая строка» заняла 3 место в III Всероссийском конкурсе авторских программ по приобщению детей к чтению. В этом, 2022, году в РГДБ проходила IV Всероссийская научно-практическая конференция «Растим читателя: педагогика детского и подросткового чтения» Тема конференции была узкой: «Поэзия в круге чтения современных детей и подростков». Моя программа как раз связана с поэзией, поэтому меня пригласили в РГДБ провести поэтический мастер-класс, оплатили билеты на самолёт и номер в гостинице.

         Конференция проходила 7-8 октября 2022 года. Были пленарное заседание, открытая лекция, мастер-класс «Стихи на проводе» - это для всех, а потом можно было посещать круглые столы и мастер-классы по выбору.

         В первый день, 7 октября, перед пленарным заседанием, нас поприветствовала заместитель директора РГДБ — Мезенцева Ольга Петровна. Она отметила, что заявленная на конференции тема вызывает большой интерес и пожелала всем присутствующим, чтобы поэзия сопровождала нас всю жизнь.

         Выступившая следом Арзамасцева Ирина Николаевна, профессор Московского государственного педагогического государственного университета, доцент, доктор филологических наук, представила нам свой доклад «Кончилось время игры? О власти традиции в детском чтении стихов». Ирина Николаевна проследила корреляцию между поэтическим процессом и технологическим укладом. Первый технологический уклад — это 1770-1830 годы. В поэзии преобладают фольклорные жанры. (Для детей - пестушки, потешки, лепетушки…). Во время третьего технологического уклада — 1880-1930-е -  начинает складываться игровая поэзия. Во время 5 технологического уклада продолжает развиваться игровая поэзия, она становится дидактичной, назидательной. В это время появляется «Букварь», по которому учились многие представители старшего поколения. Авторами его стали именно детские писатели и поэты - Генрих Сапгир, Софья Прокофьева, Игорь Холин, Евгений Крапивницкий.

          С 2010 года начался 6 технологический уклад, он будет связан с нанобиотехнологиями, зелёной экономикой, зелёной знергетикой и т. д. Изменится и поэзия. Но есть одна общая тенденция — каждый следующий этап основывается на предыдущем, но привносит что-то своё.

         Зинаида Александровна Гриценко, кандидат филологических наук, доцент, автор учебников, учебных и методических пособий по детской литературе, отметила, что поэзия обязательна в круге чтения дошкольников, так как читатель начинается с дошкольного возраста,

         Современная поэзия для дошкольников - многослойна, она содержит в себе черты материнской фольклорной традиции и классической поэзии 19 века.

         Детям надо читать, конечно, мэтров 20 в.— К. Чуковского, А. Барто, С. Маршака… Их последователей —В. Берестова, И. Токмакову, Б. Заходера… А дальше —М. Бородицкую, М. Яснова, М. Дружинину...  и т. д.

         Малахова Наталья Григорьевна, ведущий психолог отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ, также говорила о роли поэзии в жизни дошкольников, о том, что ушла традиция погружать малышей в мир материнской поэзии — мир пестушек, потешек.  лепетушек и т. д. Наталья Григорьевна посетовала на то, речь современных мам не расширяет границы мира детей, что нынешних дошкольников отличает низкий уровень речевого развития и слабое запоминание рифм и ритма, а на ритме основано всё, в том числе и речь, и письмо. Детский фольклор формирует чувство ритма. При погружении в поэтическую речь у ребёнка развивается воображение.

         Наталья Григорьевна приводила в качестве примера историю с детьми Беслана, которых, после известных событий, долго не могли вывести из состояния ступора. И только тогда дети начали «оживать», когда одна из женщин стала им петь народные песни.

         Седьмого октября можно было посетить Круглые столы по выбору.  Меня заинтересовал первый, тема которого звучала так: «Роль поэзии в развитии ребёнка: зачем детям и подросткам читать стихи?»

         Все собравшиеся в непринуждённой беседе, длившейся полтора часа, смогли определить основные моменты, отвечающие на вопрос «зачем?». И самый первый, самый важный ответ звучит так: поэзия — это сгусток мысли и чувства, а далее следуют такие ответы: поэзия — это форма передачи культурного кода, передаёт сложные чувства, помогает выйти в ситуацию «над бытом», со стихами можно играть, поэзия пробуждает собственное творчество и т. д.

         В тот же день, 7 октября, я побывала на мастер-классе «Играем в стихи, или 10 способов нескучно познакомить детей с поэзией», который проводила Дёгтева Валентина Александровна, писатель, педагог.

         Валентина Александровна отметила, что при изучении произведений художественной литературы важно включать ребёнка в игру. Это и викторины, и подвижные игры, и театрализация, и игры в слова, и встречи с писателями...

         Например, при изучении басен Валентина Александровна использует следующий игровой момент: ребятам даются вперемешку картинки с изображениями животных, их нужно сгруппировать по конкретным басням. А при знакомстве со стихотворением С. Маршака «Вот какой рассеянный» ребята должны, пользуясь имеющимся реквизитом, создать образ человека рассеянного т. д.

         Восьмого октября на открытой лекции Матрусова Александра Николаевна, доцент кафедры общего и русского языкознания Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина, говорила с нами о современных детских поэтах, акцентируя внимание собравшихся на фамилиях тех авторов, о которых реже говорят в интернете, называя наиболее интересные сборники и стихи из этих сборников. Звучали имена Миаила Яснова, Игоря Шевчука, Юлии Симбирской, Марины Вишневецкой, Марии Рупасовой, Дарьи Герасимовой, Владислава Левина, Тима Собакина, Олега Григорьева и т. д.

          А затем участники конференции посетили мастер-класс «Стихи на проводе». Это был чудесный спектакль, подготовленный сотрудниками РГДБ к юбилею К. И. Чуковского. Во время спектакля звучали не только стихи Корнея Ивановича, но и стихотворения С. Михалкова, Р. Сефа, О. Григорьева и т. д. Все они были объединены темой телефона и диалоговой формой. Великолепная игра сотрудников РГДБ -  Малаховой Н. Г., Макаровой А. О., Патмальниковой Н. А., - мастерски ожививших стихотворения, заворожила всех присутствующих.

         Далее снова шла линейка мастер-классов с возможностью выбора. Я выбрала мастер-класс Ю. Ю. Белоус «Рифмы на каждый день». Юлия Юрьевна работает с подростками. Ребята приходят в библиотеку, под руководством Ю. Белоус изучают стихотворения, знакомятся с историей их создания, с биографией автора, а затем Юлия Юрьевна предлагает участникам своей группы игры на основе этих стихотворений. Например, после изучения стихотворения И. Бродского «Шум ливня воскрешает по углам...» Ю. Белоус предлагает детям написать своё стихотворение, пользуясь рифмами И. Бродского, а потом — написать своё стихотворение, включив в него существительные из этого стихотворения.

        

 Шум ливня воскрешает по углам

салют мимозы, гаснущей в пыли.

И вечер делит сутки пополам,

как ножницы восьмерку на нули,

и в талии сужает циферблат,

с гитарой его сходство озарив.

У задержавшей на гитаре взгляд

пучок волос напоминает гриф.

         Юлия Юрьевна предлагает подросткам и другие поэтические упражнения. Например, «Разноцветные стихи». Это когда необходимо сказать, какое стихотворение ассоциируется с тем или иным цветом.

         В следующей линейке мастер-классов я принимала участие уже как ведущий. В РГДБ я показала самое первое занятие, с помощью которого ввожу детей в мир поэзии. Называется оно «И пробуждается поэзия во мне...», это беседа о поэтах и поэзии.

         В завершении своей статьи хочу сказать, что подобные встречи упорядочивают знания, служат методологической основой для деятельности библиотекарей.

         А ещё хочется поблагодарить сотрудников РГДБ за тёплый приём, за «приветственный» кофе - что очень важно для людей, приехавших издалека, - за трогательно бережное отношение.

 

Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
OK